Мониторинг оценит вред от Московского НПЗ



В середине февраля на Московском НПЗ начался ввод в эксплуатацию оборудования для мониторинга вредных выбросов, которое позволит получить объективные данные о масштабе вредного влияния завода на окружающую среду.

После завершения приемочных испытаний информация с датчиков, установленных на территории предприятия, будет передаваться на сервер общегородской автоматизированной системы ГПБУ «Мос-экомониторинг». О важности этого события рассказал руководитель «Мосэкомониторинга» Евгений Никитич: «Сейчас единственный документ, который нам дает какую-то информацию о составе и объеме выбросов — форма стат-отчетности 2-ТП (воздух). Эту форму заполняют сами предприятия на основании исследований, которые они самостоятельно проводят. Крайне редко предприятие само будет писать бумагу о том, что оно превысило норматив или осуществило несанкционированный выброс. Единственный способ получать объективную информацию — это оснащать предприятия автоматизированными системами контроля непрерывного действия».

Установку автоматических датчиков, собирающих информацию о выбросах, можно только приветствовать, но это не позволит решить экологические проблемы города. Даже при самом тщательном контроле Московский НПЗ продолжит загрязнять воздух, потому что даже самые эффективные и прогрессивные технологические процессы переработки нефти сопровождаются образованием жидких и газообразных отходов, которые поступают в окружающую среду. Московский НПЗ ежегодно вкладывает большие средства в создание новых и улучшение имеющихся очистных сооружений, но справиться с фундаментальными особенностями технологии переработки нефти он не в состоянии.

Парадоксальным образом к увеличению нагрузки на окружающую среду приводит ужесточение экологических требований к моторному топливу. С 1 января текущего года Россия перешла на использование бензина и дизельного топлива класса Евро-4, а со следующего года запланирован переход на Евро-5. Для повышения качества выпускаемого топлива нефтеперерабатывающие заводы вынуждены строить новые технологические установки, обеспечивающие дополнительную очистку нефтепродуктов. При этом каждая дополнительная установка неизбежно увеличивает суммарный выброс загрязняющих веществ. В 2013 году Московский НПЗ ввел в эксплуатацию установки изомеризации легкой нафты, гидроочистки бензинов каталитического крекинга, короткоцикловой абсорбции и ряд другого оборудования. Это позволило значительно улучшить характеристики выпускаемой продукции, но по данным годового отчета объем вредных выбросов в 2013 году подскочил сразу на 52% — до 18,0 тыс. тонн при практически неизменном уровне переработки сырья. Данные за 2014 год еще не опубликованы, но учитывая, что за прошлый год были введены в эксплуатацию две новые установки — гидроочистки дизельного топлива и модификации битумов, есть основания полагать, что объем выбросов стал еще больше.

Нефтеперерабатывающие предприятия относятся к первому, самому высокому классу опасных производств. Очередное напоминание об этом 19 февраля пришло с завода компании ExxonMobil в Торрансе, штат Калифорния. В результате взрыва на установке каталитического крекинга над заводом поднялось грибовидное облако, из которого на город обрушился пепел, засыпавший территории в радиусе нескольких километров. «Это было похоже на землетрясение», — приводят американские СМИ слова очевидцев аварии. «Все, что я слышал, это оглушительный хлопок. Я увидел дым и бегущих людей. Я, не раздумывая, побежал за остальными», — рассказал Кори Милсэп, подрядчик на установку электрооборудования на НПЗ. Из-за присутствия в воздухе опасных веществ жителям Торранса было рекомендовано закрыть окна и воздержаться от выхода на улицу. То, что в результате аварии никто не погиб, можно считать фантастически удачным стечением обстоятельств.

Завод в Торрансе заметно меньше Московского НПЗ, кроме того, от ближайшего крупного города (Лос-Анджелеса) его отделяет около 30 км. К каким последствиям может привести авария на заводе, расположенном непосредственно в черте мегаполиса, страшно представить. «С Московским НПЗ может быть только один выход — это вывод его за территорию города Москвы. В 1938 году, когда строился завод, Капотня была далеко за пределами города, а сейчас жилые кварталы подходят вплотную к НПЗ. Жить в таких условиях для людей невозможно», — считает Роман Пукалов, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль».

Вывод Московского НПЗ за территорию города, кроме решения экологических проблем, позволил бы предприятию значительно нарастить производство топлива. Как сообщается на сайте завода, сейчас он обеспечивает лишь 40% потребностей столичного региона. Москва нуждается в увеличении поставок качественного бензина и дизельного топлива, но из-за жестких экологических ограничений и нехватки территории для размещения нового оборудования завод не имеет возможности для наращивания объемов производства. Московскому НПЗ выделено всего 350 га, тогда как большинство других нефтеперерабатывающих заводов России имеют участки по 1000 — 1600 га. Например, Киришский НПЗ, являющийся основным поставщиком топлива в Санкт-Петербург, располагает территорией в 1586 га, что позволяет как разместить все необходимое производственное оборудование, так и создать вокруг предприятия достаточно большую санитарно-защитную зону.

Безусловно, перенос столь крупного промышленного предприятия — задача исключительной сложности, но сколько бы ни откладывалось это решение, в перспективе оно является неизбежным. Требования к качеству нефтепродуктов со временем будут только усиливаться, а значит, потребуется создание новых технологических установок для соответствия новым стандартам. Кроме того, нефть — это не только топливо, но и ценное сырье для производства моторных масел, строительных материалов, изделий из резины, пластиков и других товаров с высокой добавленной стоимостью. В пределах МКАД разместить технологический кластер для глубокой переработки нефти невозможно по ряду причин. К экологии добавляется транспортная проблема — ограниченная пропускная способность московских дорог не позволит значительно нарастить перевозку грузов. Мировой опыт показывает, что центры по переработке нефти и производству химической продукции могут эффективно развиваться только за пределами крупных городов.


Источник: Московская Правда